Что вы знаете о храмах Абхазии?

    3542
    Храм в Новом Афоне

    Абхазия – это государство с давней христианской историей. Здесь святых мест – церквей, монастырей, целебных источников, пожалуй, не меньше, чем на территории современной Палестины.

    Первыми проповедниками в стране были Андрей Первозванный и Симон Кананит (его также именовали Зилот) – апостолы, а храмы Абхазии (большая их часть) возведены еще в первом тысячелетии. Из 140 церквей около 20 – действующие.

    Новый Афон и его святыни

    Проповедник Симон поселился в пещере близ реки Псырцха. В этих местах, после мученической смерти от рук римлян, он был похоронен. Здесь же была возведена сначала деревянная, в VI веке, а затем, в X веке, каменная церковь святого апостола Симона Кананита.

    В XIX веке русские отшельники из Афона (известный монастырь в Греции на одноименном полуострове) обратились к правителям России с просьбой построить на берегу Черного моря, вблизи от места гибели апостола, монастырь. И в 1875 году он был основан, получив название Ново-Афонского Симоно-Кананитского.

    Место было выбрано красивое, однако, труднодоступное: между хребтами Кавказа и крутым склоном, идущим к Черному морю. По преданиям, стройматериалы для возведения монастыря поднимали в горы и сами монахи, и прихожане, желавшие очиститься, искупить грехи. Каждый мог пройти трудную высокогорную дорогу к месту стройки с камнем в руках.

    В освещении христианского чуда на берегу Черного моря участвовала российская императорская чета – Александр III и Мария Федоровна.

    Свои кельи (более сотни) послушники расположили в стенах монастыря, а на свободной территории построили несколько храмов. Самый большой из них воздвигнут в честь Пантелеймона, великомученика, и освящен в 1913 году в присутствии Николая II. Собор может вместить более трех тысяч прихожан. Любопытно, что расписывали помещение лучшие мастера из русского города Палех (это недалеко от города Владимира).

    Еще одна церковь на монастырской территории – это храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    В окрестностях Нового Афона – отпечаток стопы Симона в граните, еще одна святыня для христиан.

    Монашеский городок живет и сегодня, для гостей он открыт каждый день, исключение – понедельник и дни Великого поста. Вообще монастыри Абхазии также гостеприимны, как и местное население. Даже в советское время в местных горах создавались монашеские общины, куда стекались послушники из закрываемых повсеместно в СССР обителей.

    Целебный источник и церкви Коман

    Вторая действующая монашеская обитель, святого Иоанна Златоуста, находится в селе Команы. На ее территории две церкви: Иоанна Златоуста и мученика Василиска.

    Храм Златоуста построен в XI веке, но был разрушен в годы турецкого нашествия и восстановлен лишь в конце прошлого века. Известно, что святой скончался в Команах в 407 году, проезжая через поселок к месту ссылки. Тело святителя спустя много лет было перевезено в Константинополь, а саркофаг, высеченный из известняка, хранится в местном приходе и сейчас.

    Также трепетно в Команах относятся к мученику Василиску, в честь которого построены храм и деревянная часовня. Недалеко от поселка находится целебный источник. По легенде, он появился на месте, где от жажды скончался святой Василиск.

    Памятники из Средневековья

    Церкви времен Средневековья, а именно это период христианского расцвета в Абхазии, расположены в Очамчирском районе.

    Собор Успения Божией Матери (это в селе Моква) знаменит тем, что здесь находятся усыпальницы крупных священнослужителей Абхазии, местных князей.

    Церковь Святого Георгия Победоносца в селе Илор известна за пределами Абхазии благодаря мироточащей иконе Георгия, а также иконе Евстафия Апсильского, великомученика абхазского. Обе святыни, по словам верующих, совершают чудеса. Сама церковь невелика, состоит из одного зала. Рядом находится святой колодец, к которому стремятся попасть верующие и обычные туристы.

    Храм в селе Бедия – архитектурный памятник Абхазии, воздвигнутый в X веке, в годы правления Баграта Третьего. Церковь облицована плитами песчаника и украшена большим крестом. А вот богатое внутреннее убранство и росписи стен за долгие века были утеряны. Из числа сохранившихся дорогих вещей – золотая чаша (или потир) 990-го года с надписью и рельефными фигурами, в том числе апостолов.

    Для церкви ее строители выбрали живописное место: она стоит на высоком плато в окружении гор Кавказа, а под ней расстилается Черное море.

    Все три культовые заведения функционируют, сюда едут паломники из Абхазии, России и других стран.

    Фрески в церкви Лыхны и резиденция епископа в Дранде

    В числе очень старых, но действующих церквей, и та, что находится в селе Лыхны. Приход в церкви Успения Богородицы небольшой, но есть священник, тоже очень старый, так что службы здесь ведутся.

    В здании – сохранившиеся старые иконы, фрески. К примеру, над входом в помещение – панно с изображением Богоматери.

    Собор в Дранде построен в VIII веке, он был резиденцией главы местной церкви. Однако в XVII веке был сожжен турками и восстановлен только в 1885 году – монахами Нового Афона, которые открыли здесь мужскую обитель. Больше 40 лет, до 1928 года, в Дранде рядом с собором располагался монашеский городок со школой, типографией, госпиталем, книжной лавкой и богатым хозяйством (мельницей, кузницей, большими фруктовыми садами).

    Сегодня в соборе проводятся службы.

    Концертный зал

    Украшением Пицунды является местный храм, датируемый концом X — началом XI века и освященный во имя Андрея Первозванного.

    Основание здания собрано из массивных камней известняка, а стены сооружены из камня и кирпича. Внутри – когда-то были богатые росписи, которые оказались под слоем побелки в результате неудачной реставрации в 1845 году.

    В окрестностях не так давно обнаружены останки дворца местного епископа Стратофила Пицундского, жившего в IV веке.

    Пицундский храм обладает удивительной акустикой. Как считают специалисты, все дело – в правильной архитектуре. 40 лет назад в церкви немецкие мастера установили орган высотой 11 метров и весом 20 тонн. И сегодня здесь проходят вечера органной музыки и выступления вокалистов из разных стран.

    Церкви Абхазии, а среди них около сотни разрушенных и полуразрушенных, также хранят в себе историю Абхазии и ее христианской веры.

    Орган в Пицундском храме

    Орган в Пицундском храме