Про песни, музыку и танцы Абхазии
Культурное историческое наследие жителей Абхазии или «страны души» передается наследникам посредством музыки, народных песнопений и танцев.
Музыкальный фольклор абхазов выделяется особенностями стилистики и жанров. Учитывая то, что на протяжении многих лет этот народ жил в тесной взаимосвязи с другими народностями, ему удалось сохранить и донести свою неповторимость.
Ясность музыкальной формы, красота мелодий, глубина содержания, все это присутствует в музыкальном творчестве абхазов.
Разнообразие музыкальных жанров в песнопении
Музыка народа Абхазии широко используется в различных обрядах и ритуалах. Песни о труде и быте народа, об историческом героизме и стойкости духа имеют жанровые разновидности и индивидуальные особенности.
Народная песня абхазов, выразительна, мелодична, исполняется с использованием речитатива. Текстовое сопровождение песни лаконично и эмоционально.
Одним из наиболее древних жанров в песнопении считается абхазская музыка охотничьих обрядов. Изначально эти песни не имели слов, и воспевать их разрешалось только мужчинам. Исполнялись они как ритуал до отправления на охоту — на удачу, и после возвращения с нее — в благодарность.
Богато песенное творчество музыкальным фольклором пастухов и земледельцев. Это связано с тем, что сыздавна абхазы занимались преимущественно выпасом скота и земледелием. Слыша звуки «Песни кормления стада» сопровождаемой игрой на инструменте, называющимся ачарпын, по утверждению пастухов, скот лучше пасся, тем самым увеличивались надои молока. В засушливое время года земледельцами исполнялись ритуальные абхазские песни, которые вызывали дождь.
Не обходится без песнопений и абхазская свадьба, празднование которой включает в себя целую историю песенных обрядов. Так, невеста в жилище своего жениха должна войти под сопровождение свадебной песни, а исполнение, так называемых, застольных песен на свадебном пиршестве предопределяют правила этикета, соблюдение которых обязательно для всех присутствующих.
Наличие в песенном репертуаре большого количества текстов о героизме воинов, защищавших свою страну, является следствием тяжелой судьбы обитателей «страны души».
Песнопения, воспевающие подвиги героев, находятся в музыкальном фольклоре абхазов на ключевой позиции.
Исполняются они игрой на апхярце, и включают в себя целые циклы о жизни народных героев, про деяния которых слагались легенды.
Использование музыкальных инструментов
Имея преимущественно вокальное исполнение песен, абхазцы используют музыкальные инструменты лишь в качестве дополнения. Для каждого музыкального жанра используется только ей присущий ему инструмент.
Так, воспевая в песнях героизм воинов, используют как аккомпанемент апхярца. Этот инструмент является смычковым, и играют на нем исключительно мужчины. Извлекая смычком звуки из инструмента, исполнитель как бы подпевает своей игре, а слушатели вторят ему.
Женщины исполнят свои песни под щипковый инструмент. Данное приспособление, имеющее четыре струны, было позаимствовано у грузинского народа. В Абхазии такой инструмент носит название ачамгур.
Пастухи сопровождали свои песни духовым инструментом под названием ачырпын, который являет собой разновидность флейты.
Под аккомпанемент аинкяга (трещотка) абхазы исполняют танцы. По народным поверьям с помощью шума таких ударных инструментов изгоняли злых духов.
Воинственность духа и женственность в танцах абхазов
Через движения в танце мужская половина абхазского народа рассказывает об исторических событиях своей страны, а женская — о женственности и быте.
Одним из женских старинных танцев является лирический абхазский танец Лалзын, название которого дословно переводится — «для нее». Как и большинство медленных танцев, Лалзын демонстрирует красоту, женственность и духовность абхазских девушек.
Одним из танцев, в исполнении которого задействованы исключительно мужчины носит название Ашацхыртра. Это театральная постановка, декламирует зрителям результат победы в сражении. Исполняется данное действо большими группами мужчин и исключительно на носках. С оружием в руках все танцоры двигаются по кругу, а в середине круга находятся артисты, изображающие воинов противника, взятых в плен в бою.